Подписка на новости

 

Как часто вы хотите получать рассылку?

Какие материалы вам интересны?

 

 
 

Все теги

Чеховский
муниципальный район Московской области

+7 (496) 726-89-96

142300, Московская область, г. Чехов, Советская площадь, д.3

Порталы Подмосковья

Религия

Чеховский район Московской области располагается на землях бывших Серпуховского и Подольского уездов Московской губернии. В древности эти земли входили в Серпуховское удельное княжество, а с XV в. — в Московское Великое княжество. Торговое с. Лопасня, получившее название по р. Лопасня, на которой стоит, образовалось из д. Бадеево, усадеб Зачатьевское и Ивановское-Садки, но они и после административного объединения продолжали жить каждая своей жизнью. Самая древняя часть — Бадеево, упомянутое впервые в 1401 г. в духовной грамоте серпуховского князя Владимира Андреевича, завещавшего его жене Елене Ольгердовне. Бадеево было центром волости

Лопасненская земля освящена молитвенными подвигами преподобного Давида Серпуховского и его учеников, основавших в1515 г. в глухих лесах на р. Лопасне монастырь. В Х\/Ш-XIX вв. были обустроены усадьбы Зачатьевское (связанное с именем А.С.Пушкина через его потомков), Садки (давшие России архитектора П. Еропкина), Мещерское (в нём жил строитель Большого Кремлевского дворца барон Л. Боде), Молоди (повлиявшие на формирование таланта Б. Пастернака), Мелихово (соединённое с именем А.П.Чехова). В конце XIX в. в с. Лопасня насчитывалось 1200 человек. Фабрики в Венюкове и Борис-Лопасне, а также оживлённый Каширский тракт, ещё более увеличивали население.

В 1954 г. посёлок Лопасня был преобразован в районный г. Чехов, к 50-летию со дня смерти писателя. Музей его писем открыли неподалёку от железнодорожной станции, на ул. Чехова, 4-а.

На территории района в 1984 г. богослужения совершались только в трёх храмах. Таков был результат войны с верой народа.

 

Церкви Чеховского района

Анно-Зачатьевская церковь
Церковь во имя святой праведной Анны, в память чудесного зачатия ею Пресвятой Богородицы 
г. Чехов, ул. Пушкина, д.7

a1 Анно-Зачатьевская церковь расположена в центре города Чехова на возвышении, в бывшей усадьбе князей Васильчиковых — Зачатьевское. Среди памятных мест, вошедших ныне в черту города, село Зачатьевское на реке Лопасне — одно из наиболее заметных. Впервые село упомянуто в писцовых книгах в 1628 году как владение этого древнего боярского рода.

Закладка церкви в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы состоялась в 1689 году на средства стольника Саввы Лукьяновича Васильчикова.

Долгое время у него не было детей, и Савва Васильчиков после видения, явленного его супруге Анне, дал обет, что, с рождением ребенка, он построит храм в благодарность Богу. При начале строительства храма Анна Васильчикова зачала и через положенное время родила дочь, названную Марией. После у супругов были и другие дети. В 1694 году храм был освящен в честь святой праведной Анны «егда зачать Пресвятую Богородицу».

В архитектурном плане ее древняя часть построена в московском стиле.

В 1821 году потомок Саввы, Николай Иванович Васильчиков, пристроил к Зачатьевскому храму трапезную с приделами во имя святителя Николая и в честь Зачатия Иоанна Предтечи в классическом стиле, а в 1828 г. — трехъярусную колокольню с изящной двеннадцатиколонной ротондой и шпилем. Звонница представляет собой хороший образец стиля ампир. Церковь гармонично объединяет московский и классический стили храмового зодчества.

a2В 2006-2007 годах проведена фундаментальная реставрация храма по инициативе Главы муниципального района Чибескова Анатолия Ивановича и Главы города Чехова Степеренкова Владимира Егоровича. Работами руководил архитектор Министерства культуры Московской области И.Ю.Коровин. Восстановлена колокольня, укреплена конструкция ротонды верхнего яруса. Достижением реставраторов можно считать восстановление семиметрового кованого стального шпиля, заверщающего купол ротонды. В советское время с него пытались сорвать крест, однако вековая сталь с сечением 7 сантиметров, которая была в основе конструкции, не поддалась и была лишь слегка погнута. Сейчас шпиль вновь выправлен.

Реставраторами восстановлены кресты ХVII-ого века, венчавшие пятиглавье. За два с небольшим столетия кресты утратили репья, цаты, накладки орнамента и лучи, не говоря о золочении. Мастера кузнечного дела укрепили древнюю основу крестов, дополнив ее положенными украшениями. Покрытые сусальным золотом в 2007 году, во дни Святой Пасхи кресты вновь увенчали покрытые медью возрожденные купола.

Храм приобрел медную кровлю, а четверик и апсида получили первоначальные украшения из резного кирпича. Была восстановлена кованая церковная ограда ХIХ века с кирпичными столбами, отделанными белым камнем. В августе 2007 года попечением Главы района и Главы города Чехова появились в храме новые колокола.

a3Святыней являются также чудотворная — почитаемый образ преподобного Серафима Саровского, пожертвованный Юрием Николаевичем Сбитневым, который спас икону от поругания.В храме хранится ковчег с частицей главы Вифлеемского младенца, а также крест-мощевик, в том числе, с частицей святых мощей Первомученика Архидиакона Стефана. По дороге к усадебному дому, близ входа в храм, на склоне холма — святой источник, освященный в честь святых и праведных богоотец Иоакима и Анны с поклонным крестом. В 2000 году началась реконструкция источника. Тогда источник освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Сейчас святой ключ украшает резной крест из светлого гранита и мозаичная икона Матери Божией «Живоносный источник», которою освятили в 2007 году. К этому источнику приезжают паломники просить Бога о чадородии. В ограде расположен старинный некрополь, где на южной стороне сгруппированы могилы князей Васильчиковых и их родственников графов Ланских. За одного из них, П.П. Ланского, вышла замуж вдова А.С.Пушкина Наталья Николаевна.

Фамильное захоронение потомков А.С.Пушкина расположено с северной стороны храма. В 1963 году сюда был перенесен из Каширского района прах Александра Александровича Пушкина, героя русско-турецкой войны 1877-1878 годов, старшего сына великого поэта. Он много работал над рукописями отца и наиболее интересные передал в Румянцевскую библиотеку. А.А. Пушкин умер в 1914 году, завещая похоронить себя в Лопасне, рядом с супругой, но первая мировая война сделать это помешала.

Здесь же похоронен внук поэта — С.А. Пушкин и правнуки Сергей и Софья. Рядом могила другого внука А.С.Пушкина — Г.А. Пушкина, который в январе 1917 года обнаружил в барском доме на территории усадьбы Зачатьевское черновые материалы к “Истории Петра Великого”. Ныне эти листки из Лопасни- Зачатьевское находятся в Пушкинском доме Академии наук в Санкт-Петербурге.

С восточной стороны храма расположенная чугунная часовня и памятник из белого итальянского мрамора – это захоронение купцов Петра Александровича и Якова Петровича Прокиных, видных благотворителей Лопасненского края середины и конца XIX века.

После революции 1917 года церковь пережила трудные времена. Однако храм закрыли в 1962 году. В стенах храма сделали склад. Пятиярусный золоченый иконостас, утварь и другое церковное имущество в этот период было утрачено. В 1988-ом, в год Тысячелетия Крещения Руси, храм передали церковной общине. На Сретение состоялась первая Божественная литургия. В первоначальной росписи стен приняли участие выпускники Московской художественной школы Алексей Бандин и художник Вадим Овсянников. В настоящее время сохранились отдельные фрагменты работ художников.

В Анно-Зачатьевской церкви находится чудотворная Казанская икона Божией Матери, от которой были явлены знамения и чудеса во время войны. В 1997 г., в день празднования этой иконы, перед ней отслужили молебен, на котором присутствовали многие молодые люди перед отправкой на службу в Чечню. Они не только не погибли, но и не получили никаких ранений, хотя и находились на передовых позициях.

В храме есть чтимый образ Матери Божией «Неопалимая купина», также почитается икона Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы

 

 

.

Иоанно-Предтеченская церковь
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
(Храм во имя святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господа нашего)
г. Чехов, Родниковая ул., д. 6

i1Церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи находится в усадьбе «Садки», принадлежавшей потомкам главного архитектора Санкт-Петербурга П.М.Еропкина, в память которого и сооружена. Построена она из кирпича в 1771 г. на месте обветшалого, одноименного храма. Первоначально церковь состояла из собственно храма и колокольни, соединенных с трапезной.

Здание церкви завершено купольной ротондой, удлиненным световым барабаном с крупным яблоком, над которым возвышается луковичная главка. В XIX в. трапезную расширили за счет пристроенных приделов: в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя Архангела Михаила. Тогда же надстроили третий ярус колокольни. В начале XX в. к колокольне, в западной части храма, появился притвор, где освещались куличи, яйца перед Пасхой. К северной стороне храма пристроено подсобное помещение для священнослужителей.

В 1932 г. храм закрыли для богослужения и осквернили.

В 1991 г. храм Иоанна Предтечи в усадьбе «Садки» был возвращен верующим и восстанавливается.

К святым источникам, истекающим из-под храма, построены деревянные лестница и мостки, строится купальня.

 

 

 

 

Никольская церковь
Во имя святителя Николая Чудотворца Мирликийского церковь
с. Ровки

n124 мая 1684 г. в Патриаршем казенном приказе, по прошению Льва Никифорова, сына Еремея, да Тимофея Степановых детей Вельяминовых «велено им Тимофею Вельяминову с товарищи на той церковной земле, что на Ровках, построить церковь Николая Чудотворца древяную и дать им благословенную грамоту, …что ему ту церковь построить в нынешнем 1684-1685 году». Со временем он обветшал.

Каменный храм во имя святителя Николая был построен в 1815 г. в благодарность за избавление от наполеоновских войск. Колокольня и трапезная сложены из красного кирпича во второй половине XIX в.

В 1930-х гг. храм закрыли. Он был перестроен и разделен на этажи под ведомственный пансионат.

В 1995 г. его передали верующим в сильно разрушенном состоянии.

 

 

 

 

 

Вознесенская Давидова Пустынь
Мужской монастырь
п. Новый Быт

Вознесенская Давидова Пустынь расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем.

v1В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семеновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Девятнадцатого сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни, в церкви Знамения Богоматери, сооруженной в его память, так как икона Знамения Пресвятой Богородицы была келейным моленным образом преподобного.

 

v2Свой настоящий духовный и материальный расцвет обитель переживала в ХIХ и начале ХХ века. Количество братии достигло шестидесяти человек. В это время возводились новые храмы и монастырские постройки.

Обитель была закрыта в октябре 1929 года. Часть братии была репрессирована, остальные были вынуждены жить в миру.

В 1992 году жителями поселка Новый Быт была образована православная община, и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм был по возможности приведен в порядок, и люди, тянувшиеся душами к Богу, стали проводить там совместные молитвы. Так начался трудный путь к возрождению монастыря.

В 1995 году был назначен настоятель иерамонах Герман.

В первую субботу Великого поста была совершена первая Божественная Литургия, а первого июня 1995 года на престольный праздник обители за Божественной Литургией, которую совершил правящий Архиерей Московской Епархии Высокопреосвященнейший Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский, было оглашено решение Священного Синода о возобновлении монашеской жизни в стенах древней Давидовой Пустыни.

В 1997 году 23 мая по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, были обретены мощи основателя обители преподобного Давида, почивавшие ранее под спудом в Знаменской церкви. Сейчас мощи находятся в знаменском храме.

v314 августа 2006 года в праздник Происхождения (изношения) Честных Древ Животворящего Креста господня обитель посетил и отслужил в ней Божественную Литургию Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Впервые Глава Русской Православной Церкви посетил древнюю обитель.

По окончании литургии, во время обмена приветствиями Святейший Патриарх милостливо согласился принять звание “Почетного гражданина Чеховского муниципального района”.

В настоящее время настоятелем обители является Епископ Серпуховской Роман (Гаврилов), Викарий Московской Епархии.

На монастырской территории похоронены: выдающийся полководец генерал Д.С. Дохтуров (+1816), представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

 

 

 

 

Богородицерождественская церковь
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
с. Талеж

b1Талеж — старейшее село в Чеховском районе. Одно из первых летописных упоминаний о Талеже относится к 1328 году. В ту пору Иван Калита собирался в Золотую Орду, откуда мог и не вернуться. Он составил Духовную грамоту и раздал сыновьям свои владения. Его сын Андрей получил Лопасню, села Талеж и Спас-Темня. Жители Талежа участвовали в 1380 году в Куликовском сражении со своим князем Владимиром Андреевичем Храбрым. В 1628 году, в первой переписи после Смутного времени, в селе Талеж значится церковь Святого Владимира (так она называлась в то время), по окладу дани 4 алтына с деньгой.

Во второй половине XVIII века Хоатунская дворцовая волость по среднему течению реки Лопасни была подарена Екатериной II братьям графам Орловым. Село Талеж стало принадлежать графу Владимиру Григорьевичу Орлову. 

b2На средства графа в Талеже был построен в 1796 году храм рождества Богородицы — один из интересных памятников XVIII века, возведенный крепостным архитектором Бабакиным.

Ныне Талеж располагает удивительным по красоте архитектурным комплексом «Святой источник». Построенный по инициативе чеховцев, во главе с администрацией района.

 

 

 

 

Часовня на святомисточнике
с. Талеж

ch1При въезде в Талеж со стороны с. Мелихово, слева от основной дороги, расположено подворье монастыря Вознесенской Давидовой Пустыни — святой источник Талеж, издревле почитаемый в народе. Его воды освящались молитвами преподобного Давида Серпуховского.

В 1995 г., усердием благотворителей Давидовой Пустыни, у святого источника построены часовня Преподобного Давида Серпуховского, звонница и купальни. При входе поставлены ворота с красивой кованой решеткой, построены мостики и лестница, по которой паломники спускаются к роднику.

ch2Благоустроен сам родник. На гранитном обрамлении источника установлена мозаичная икона “Живоносный источник”.

Все здесь радует глаз и создает настроение благоговейной собранности. Каждый, кто приезжает, не уходит отсюда без духовной радости и утешения .

 

 

 

 

 

 

Преображенская церковь
Храм Преображения Господня
с. Старый Спас

p1По преданию, в Преображенской церкви села Старый Спас начал свои духовные подвиги на лопасненской земле преподобный Давид Серпуховской, основатель Вознесенской Давидовой Пустыни. По существующему поверью, преподобный Давид первоначально в этом месте хотел основать монастырь. Но несколько раз деревянные постройки разрушал приходивший из леса медведь. Преподобный понял этот знак свыше и пошел искать новое место для обители. Поэтому, в XIX веке Давидову Пустынь называли Новый Спас, а храм Преображения Господня — Старый Спас. Святое место не было забыто, и уже в XVI веке здесь возводятся первые деревянные храмы.

Полное название церкви, о которой идёт рассказ, церковь Старо-Спасского погоста, что на Дебле (в глухой, малодоступной местности). Относилась церковь к древней Хатунской волости. В словаре В.И.Даля погостом называется «отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и притча, с кладбищем». Однако в XV-XVI вв. так называли административные единицы, где шла бойкая торговля, собирался оброк, велись судебные разбирательства. Но судьба была строга к маленькому погосту. Страшное безвременье XVI — начала XVII веков несло непрерывное разорение, опустошение. Деревянные храмы часто перестраивались: после пожаров, из-за ветхости. Но память об этих древних храмах жива и сейчас: место святого престола обозначено часовенкой.

В Переписной книге Хатунской волости за 1646 год церковь Преображения Господа Бога нашего числится «за селом Бавыкино, что на Дебле на реке Лопасня». При храме назван двор попа Ивана Григорьева, а также 17 дворов крестьян, в которых проживало 26 человек. В 1708 году бывшее дворцовое село Бавыкино было пожаловано князю Григорию Федоровичу Долгорукову (1657-1723). По переписи 1709 года на погосте проживал священник Тимофей Семенов, было 7 дворов и 32 крестьянские души. К погосту относились деревни Голыгино, Плешкино, Пешково, Заволепитево. В 1722 году, после возвращения в Россию из Польши, Григорий Федорович построил новую деревянную церковь на Старом Спасе.

Ныне существующий храм построен в 1780 году тщанием графа Владимира Григорьевича Орлова. Главный престол освящен во имя Преображения Господня, придельный — Великомученика и Победоносца Георгия.

В XIX — начале XX века храм получает ценные вклады от прихожан. В храме хранится распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и святым Апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом, которое было изготовленно в святом граде Иерусалиме и освящено на горе Голгофа. С 1903 года, года прославления, на правом клиросе установлена икона преподобного Серафима Саровского. Особенно почитались в храме образы Казанской иконы Божией Матери, иконы Живоносный источник.

При храме работала церковно-приходская школа, где обучались дети ближайших деревень.

При Советской власти, храм на Старом Спасе бурные ветры перемен обошли стороной. До сегодняшнего дня прихожане молятся об упокоении душ протоиерея Алексея (Смирнова), служившего до 1946 года, и протоиерея Кирилла (Рыбака), хранившего храм до 1984 года. В 60-е годы была предпринята попытка закрыть церковь. Но усилиями и влиянием внучатого племянника А.П.Чехова, художника С.С.Чехова, храм удалось отстоять.

В храме имеется немало святынь. Среди них особо чтимые: образ иконы Божией Матери Ченстоховской, частица мощей Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

В 2005 году церковь Преображения Господня на Старом Спасе вновь становится самостоятельным приходом. В храме каждые выходные совершаются таинства крещения, венчания. Особенно приятно, что в последнее время в храм стало приходить много молодёжи. Господь никогда и нигде не оставляет своих верных.

 

 

Никольская церковь
Во имя святителя Николая Чудотворца Мирликийского церковь
с. Крюково

Во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца церковь. Чеховский район, село Крюково.

Деревянная Никольская церковь в селе Крюково упоминается в начале XVII в. В 1626 г. — это вотчина московского Андроникова монастыря.

n1Каменный Никольский храм построен в 1855 г. на месте древней деревянной Введенской церкви. Храм строился с 1838 по 1855 гг., когда и был освящен. Церковь имеет три придела: главный — во имя святителя Николая, правый — во имя святого пророка Илии и левый — Введенский, в память о старой церкви. Постройка храма стала возможной благодаря пожертвованиям благотворителей, в основном, семьи Кочетковых, владельцев ситценабивной фабрики. У алтаря с северной стороны сохранилось надгробие владельца фабрики. Одновременно с постройкой храма, на месте, где находился престол Введенской церкви, выстроили небольшую часовню, которая сохранилась, но находится на территории частных огородов. Есть договоренность о ее возвращении церковной общине.

В начале XX в., вблизи западных ворот храма, построена церковноприходская школа. Имеются сведения о существовании в храме чудотворного образа святителя Николая, ныне утраченного.

Храм закрыли в 1931 г., основной ущерб был причинен ему в 1950-1960-е гг.

В 1992 г. создана церковноприходская община, с 1997 г. возобновились богослужения. Благодаря содействию администрации Чеховского района, руководству «Крюковского вентиляторного завода» и частных благотворителей положено начало в восстановлении храма, произведена его частичная реставрация.

 

 

Успенская церковь
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
с. Новосёлки

u1В 1627 г. на реке Люторице приходские люди соорудили новую деревянную церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. В 1704 г. началось строительство деревянного храма в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом великомученика Георгия Победоносца.

В 1710 г. село Новоселки состояло в вотчине Шереметевых и Молчановых. В 1750 г. новый владелец села коллежский советник Иван Мартьянович Голохвастов построил каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ее освящение состоялось 23 октября 1756 г.

В память о деревянной церкви великомученика Георгия Победоносца освящен южный придел. Храм с трапезной и колокольней выполнен в формах барокко. В советское время храм не закрывался. В Новоселках сохранилась школа, построенная А.П.Чеховым.

 

 

 

 

Богородицерождественская церковь
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
с. Васькино

b2Село Васькино известно еще со времен царя Иоанна Грозного. В 1584 году он подарил своему приказному дьяку Ивану Онофриеву землю в Подмосковье за то, что тот «зело борзо» и грамотно писал царские указы. На этих землях в ту пору стояло три крестьянских дома. Владельцем одного из них был крестьянин Васька. От слов «Васькино подворье» и пошло название деревеньки – Васькино. 

В 1689-1708 гг. село Васькино принадлежало окольничему Михаилу Тимофеевичу Лихачеву, который построил здесь в 1700 г. каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в формах московского барокко. Храм изначально представлял собою бесстолпный четверик с двумя приделами (правый – в честь Воскрешения Лазаря и левый – в честь преподобномученика Никиты Переяславльского Столпника). После возведения церкви село получило второе название — Рождествено.

В 1795 г. усадьба перешла к князю Дмитрию Михайловичу Щербатову, сыну знаменитого историка М.М.Щербатова. В усадьбе часто гостил племянник князя – известный русский мыслитель, друг Пушкина П.Я.Чаадаев.

Тогда же храм, по прошению княгини Н.И. Щербатовой, перестроили в формах ложной готики, в стенах пробили три больших арочных проема, вновь выстроили колокольню. Храм стал основой сформировавшегося в конце XVIII века – первой четверти XIX века усадебного комплекса.

При князе Сергее Ивановиче Шаховском, владевшем усадьбой с 1895 г., Васькино часто посещал великий русский писатель А.П. Чехов, который был крестным дочери князя Наталии. В церкви венчался и брат писателя – Михаил.

До нашего времени сохранились усадебный дом, каретный сарай, хозяйственные постройки (начало XX в.), парк и пруды.

В советское время храм внесли в число памятников культуры государственного значения, однако это не спасло его от разрушения. В 1930 году было принято решение о закрытии церкви и «передаче ее в ведение сельсовета для использования под клуб». К началу 1990-ых годов сохранились лишь первый ярус самого храма и первый ярус колокольни.

Церковь была передана общине в ноябре 1997 года, богослужения возобновлены в апреле 1998 года. В 2002 году наступила активная фаза реконструкции.

В храме есть и своя святыня – икона преподобномученика Никиты Столпника Переяславльского с частицей его мощей.

 

 

Крестовоздвиженская церковь
Церковь Рождества Христова и церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста
с. Мелихово

k1Храм в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня построен в 1996 году. После пожара в Христорождественском храме приход нуждался в здании для совершения служб. Было решено построить небольшой молельный дом неподалеку от сгоревшего храма. За основу в строительстве здания был взят сруб, заготовленный для строительства дома священника. К нему были прирублены алтарь, притвор, трапезная. В 1999 году храм был освящен.

 

 

 

 

 

Христорождественская церковь
с. Мелихово

k1Храм построен в 1757 году и 16 марта 1759 года освящен в честь Рождества Христова. Особенность храма в том, что он построен из ели. Приписан был приход к соседнему, Богородицерождественскому храму села Васькино. К концу XIX века храм Рождества Христова села Мелихово пришел в ветхость.

В 1892 году здесь поселяется Антон Павлович Чехов, с именем которого связано обновление храма.

Первую Пасху в Мелихове А.П. Чехов описал в письме А.С. Суворину 6 апреля 1892 года так: «У нас Пасха. Церковь есть, но нет причта. Собрали со всего прихода 11 рублей и наняли иеромонаха из Давыдовской пустыни, который начал служить с пятницы. Церковь ветхая, холодная, окна с решетками, плащаница — это доска в 1 1/2 аршина длиною с тусклым изображением. Пасхальную утреню пели мы, т.е. моя фамилия и мои гости, молодые люди. Вышло очень хорошо и стройно, особенно обедня. Мужики остались предовольны и говорят, что никогда служба у них не проходила так торжественно».

В 1896 году, по просьбе крестьян, Чехов расширил церковь: были обновлены два придела, построена колокольня с «зеркальным крестом, видимым за восемь верст». Крест представлял собой чугунную основу, в которую были помещены большие кристаллы горного хрусталя.

В 1930-е годы чеховские постройки были разрушены, бревна растащены, сохранилась лишь старая часть храма.

В 1966 и 1989 гг. храм частично реставрировали. Вначале – внучатый племянник А.П. Чехова Сергей Сергеевич Чехов, затем создатель и директор музея-заповедника А.П. Чехова — Ю.К. Авдеев. Оба похоронены в церковной ограде с южной стороны от крыльца.

В 1994 году, когда шел процесс очередной реставрации, под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, храм сгорел.

В 1999 году на старом фундаменте, по сохранившимся обмерам, храм был вновь построен. Облик церкви восстановлен в формах конца XVIII века. Основным материалом, как и для прежнего храма, была взята ель. В настоящее время восстановление храма и его интерьеров завершено полностью. Благоустроена, в соответствии со стилем, близлежащая территория.

 

 

Воскресенская церковь
Церковь Воскресения Христова
с. Молоди

v1В начале XVII в. на погосте в Молодях стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В 1646 г. деревня принадлежала новокрещенному Федоту Измет-Гильдееву, сыну Резанову, и Прокофию Федоровичу Соковнину. При Соковниных погост в Молодях слился с деревней, появилось село Молоди. В1699 г. оно пожаловано боярину Ф.А.Головину.

 При Н.А.Головине в 1706 г. в Молодях возвели каменный храм в честь Воскресения Христова, в формах классицизма. 14 мая 1706 г. по благословению митрополита Стефана (Яворского) был выдан антиминс к освящению храма. Второй строительный период относится к 1786 г., когда имение перешло от Салтыковых (владели с 1736 г.) к Домашневым, перестроившим весь усадебный комплекс. Основной объем храма сохранился от постройки 1706 г. К нему пристроили трапезную с двумя приделами — во имя апостолов Петра и Павла и святителя Стефана Сурожского, а также парные колокольни по сторонам западного фасада. С севера и юга храмовой части — два одинаковых притвора. Храм сохранился в перестроенном виде до нашего времени.

В начале XIX в. усадьба Молоди принадлежала Марфе Яковлевне Кротковой, которая очень много жертвоваля на храмы и монастыри. В середине XIX в. селом владела А.Д.Бестужева. Последним владельцем был А.И.Бородин. В1913-1916 гг. в его запущенной усадьбе семья художника Л.О.Пастернака снимала дачу.

В 1961 г. церковь закрыли для богослужений, и вся церковная утварь, иконы и иконостасы пропали бесследно.

В 1991 г. возобновились богослужения, с тех пор ведутся реставрационные работы.

 

 

Михаило-Архангельская церковь
Храм во имя святого архистратига Михаила
с. Хлевино

a1Закрыт и разрушен в советское время. У жителей деревни Хлевино, а ныне прихожан, сохранился чтимый образ Матери Божией «Курская-Коренная», который пребывал в храме до его закрытия. С этим образом совершался крестный ход вокруг деревни в память об избавлении в ХIХ веке урожая от сильнейшего града. В 2004 году на месте, где стоял храм, воздвигнут поклонный крест. Расчищен старый фундамент и заложен фундамент нового храма.

 

 

 

 

Христорождественская церковь
Церковь Рождества Христова
с. Сенино

h2Церковь в честь Рождества Христова в селе Сенино построена в 1814 г. вместо ветхой деревянной стараниями прихожанина Григория Николаевича Васильчикова. В описях 1857, 1910 гг. указывается, что храм утварью достаточен, но священнослужители и церковный причт не имели постоянного оклада.

Новый каменный, ныне существующий храм Рождества Христова построили в усадьбе Васильчиковых почти в километре от старого.

В середине XIX в. селом Сенино владел писатель М.Н.Загоскин, действительный статский советник, директор московской Оружейной палаты.

В 1953 г. с колокольни сорвали крест и купол. Колокола, иконы, утварь расхитили, а часть убранства определили в другие храмы. В самом здании до 1996 г. были магазин, склад, кузница.

С 2001 г. в храме проходят регулярные богослужения. Общими усилиями прихожан и духовенства поруганная святыня возрождается. В 2003 г. стараниями прихожан колокольню украсил новый шпиль с позолоченным крестом, воссоздан каменный пол и иконостас.

 

 

Георгиевская церковь
Церковь Великомученика Георгия Победоносца
с. Капустино

g1Село Капустино расположено верстах в 12-ти от Лопасни и впервые упоминается в писцовых книгах в 1598 г. Окрестности его известны в наших исторических актах под именем Темны. По преданию, в конце XV — начале XVI вв. здесь на огороде, среди капусты, была явлена чудотворная икона святого великомученика Георгия Победоносца. Икону перенесли в церковь соседнего села, но через несколько дней она опять оказалась на прежнем месте. Явление это повторялось несколько раз, пока, наконец, владелец этого места, татарский мурза, не построил храм во имя святого великомученика Георгия. С тех пор селение стало называться «Егорием в Капустине».

Деревянный храм, построенный в 1765 г., стоял в селе до возведения каменного. Разрешение было получено в 1879 г., но строительство велось медленно из-за недостатка средств. Дело пошло, когда по просьбе прихожан и местного священника, священника Иоанна Протасова, за него взялся местный благотворитель Диомид Митрофанович Хутарев. Он пожертвовал средства на возведение стен и на отделку. В 1887 г. были освящены приделы, а в 1889 г. — главный храм. Его расписывал московский художник Дмитрий Алексеевич Кулыгин на средства Стефана Егоровича Кочеткова. На освящение храма был приглашён архимандрит Серпуховского Высотского монастыря Иннокентий.

В советское время храм был закрыт и разорён. Сейчас община проводит восстановление и реставрацию.

 

 

Преображенская церковь
Церковь Преображения Господня
Погост Спас-Тёмня

p2Нижнее течение Нары — это часть древней серпуховской земли. Волость Темна, названная по р. Теменке, упоминается в 1401 г. в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского, завещавшего её жене Елене Ольгердовне. Это место исстари было густо заселено.

Все окрестные сёла и деревни входили в состав Тёмнинского стана Серпуховского уезда. На его территории было разбросано несколько погостов, вокруг которых группировались селения.

По преданию, деревянная церковь Староспасского погоста, что на Дебле, была построена на месте первых духовных подвигов преподобного Давида Серпуховского, основателя Вознесенской Давидовой Пустыни.

На погосте с XVI в. деревянные храмы сменялись по ветхости или после пожаров. В Смутное время храм стоял «пуст, без пения». В 1708 г. село пожаловано князю Григорию Федоровичу Долгорукову, который в 1722 г. построил деревянную церковь в селе Старый Спас.

Трудно сказать, сколько церквей стояло на этом месте, сменяя друг друга, когда в 1736 г. отставной солдат лейб-гвардии Преображенского полка Никита Карпович Козлов подал прошение, что желает “вместо оной ветхой деревянной построить вновь каменную церковь”.

Храм построен в 1764 г. Существующий ныне вид памятник приобрёл после возведения во 2-й половине XIX в. монументальной трёхъярусной колокольни.

В 1960-х гг. церковь закрыли, хотя ее отстаивал внучатый племянник А.П.Чехова, художник Сергей Сергеевич Чехов.

Вокруг церкви раскинулось окружённое оградой старинное кладбище (некоторые надгробия XVIII — 1-й половины XIX в.), одним краем выходящее к береговому обрыву. Погост Спас-Тёмня, отгороженный от всего мира оврагами и рекой, оказывает особенно глубокое воздействие.

 

 

Всехсвятская церковь
Церковь Всех Святых
с. Ивановское

v1В 1831 году в селе Ивановское, у реки Никажели была построена церковь Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского с приделами Всех Святых и Святителя Николая МирЛикийского.

В конце XIX века на этом же месте фабрикантом, потомственным гражданином, купцом 1-й гильдии – Львом Ильичем Медведевым возведен огромный каменный храм во имя Всех Святых с приделами. Храм был освящен в юбилейном 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых.

Храм стоит на открытом месте, на горе. Живописный вид на него открывается на многие километры окрест. Он производит впечатление необыкновенно изящного и одновременно величественного. Традиционная также для второй половины XIX века трехчастная продольно-осевая композиция – храм, трапезная, колокольня с усыпальницей рода Медведевых.

Медведевы – крупнейшие благотворители Лопасни. Они строили школы, мосты, плотины; в селе Ивановское – не только храм, но и богадельню, церковно-приходскую школу (в 1873г.), водяную мельницу и другое.

Лев Ильич Медведев (родился в феврале 1836г., умер в январе 1906г.) долгие годы был попечителем Иоанно Милостивской церковно-приходской школы. В 1895 году он был избран церковным старостой на первое трехлетие. Храм Всех Святых – наследие величия русских купеческих династий, благотворительных традиций, духовной мощи православия.

В 1939 году храм был закрыт. В помещении колокольни в 60-е – 80-е годы находились сельская библиотека и медпункт. Более 60 лет храм не ремонтировался, но и в современном виде он внушает душевный трепет и восторг.

В 2001 году началось возрождение храма. В окрестных селениях Ивановское, Сергеево, Венюково стала возрождаться церковная жизнь. 10 июня 2001 года, в неделю Всех Святых – храмовый праздник, стал событием верующих всего Чеховского благочиния.

В престольные праздники – неделю Всех Святых, 25 ноября, 19 декабря и 22 мая, а также в Крещенский сочельник и большие православные праздники на месточтимом источнике, что в сельце Венюково, совершаются богослужения.

 

 

Церковь иконы Божией Матери «Грузинская»
Церковь Грузинской иконы Божией Матери
с. Якшино

g1В начале XVII века село Якшино Подольского уезда принадлежало князю Г.А. Волконскому, который основал здесь, на берегу реки Челвенки, каменный храм в честь Грузинской иконы Божией Матери. Но достроил храм в 1630 году уже его сын, Александр Григорьевич Волконский. Позднее он был погребен в левом приделе самого храма (останки его покоятся там до сих пор). Известно, что до революции в храме находилась чудотворная Грузинская икона Божией Матери.

В советское время храм разделил судьбу многих других храмов. Последним настоятелем в нем был Аркадий Лобцов. В 1938 году он был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне. Определением Священного Синода, в 2002 году Аркадий Лобцов был причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В 1951 году на общем собрании местного колхоза и сельсовета было решено разрушить храм. Из кирпича взорванного храма неподалеку была построена овчарня. Само же место храма было забыто и вскоре заросло деревьями и кустарником.

В 1998 году началось возрождение храма. По архивным документам был восстановлен облик древней святыни. На старом, местами уцелевшем фундаменте, вновь построен храм из кирпича, уже разобранной той самой овчарни. С 2004 года в храме возродилась и литургическая жизнь.

В настоящее время установлен и расписан иконостас. Ведутся работы по росписи стен храма.

 

 

Троицкая церковь
Церковь Святой Троицы
с. Ваулово

t1Троицкая каменная церковь села Никажель была построена в 1860 г. стараниями жителей двух деревень — Филипповское и Ваулово на месте деревянного храма «в память об освобождении, данном им помещиком князем Константином Мышенским, который сам испытал турецкую неволю и по возвращении из плена освободил крестьян за 5 лет до манифеста императора Александра II».

Церковь построена по благословению Митрополита Московского Филарета в 30 метрах от сгоревшей в 1849 г. деревянной церкви.

В советское время церковь закрыта не была.

Со слов прихожан-старожилов, в конце тридцатых годов тройкой НКВД была дана разнарядка на район об аресте двух-трех священников, независимо от их преступлений. Одним из последних оставшихся священников был арестован отец Иоанн в возрасте 93 лет.

Заключенные, согласно враждебной к церкви идеологии того времени, издевались над отцом Иоанном, хватая его за волосы и требуя, чтобы он возил их по камере. Не дожив до утра, старец скончался.

Поминается в Троицкой церкви как местночтимый святой, священномученик.

Сведения, поданные в альбом “монастыри и храмы Московской Епархии”, содержат неточность, а именно:

На кладбище сохранилось и обозначено место престола старой сгоревшей церкви.

В послевоенное советское время исконное название “село Никажель” было заменено на “село Ваулово».

В свою очередь, деревни Ваулово, Филипповское и другие были приписными к приходу Троицкой церкви села Никажель.

В основном настоящие данные предоставлены на основании архивных сведений Центрального Исторического Архива Москвы (ЦИАМ) “Дело о построении новой каменной церкви в селе Никажели Серпуховского уезда”.

 

 

Владимирская церковь
Церковь Владимирской иконы Божией Матери
с. Дубна

Деревня Малые Дубенки, находящаяся на месте современного села Дубна, известна ещё по писцовым книгам 1627 и 1628 годов.

В ХVII веке — деревня, а к началу ХVIII века — сельцо значится в Боровском уезде Козлобородского стана.

На протяжении нескольких поколений поместьем Дубенки владели Карочаровы и Юровы. Во время царствования Петра Великого это поместье обрело статус вотчины.

t1В марте 1704 г. в Дубенках была построена, а в 1706 освящена деревянная Владимирская церковь на средства стольника Василия Ивановича Карочарова. По приходской книге Патриаршего Казённого приказа «данные деньги» с церкви «велено имать с будущего 1707 г.».

К 1810г. селом Дубна владели дворяне Семен Козмич и Екатерина Ивановна Акимовы, а также вдова действительного статского советника Татьяна Александровна Гедеонова. На средства Акимовых была выстроена новая каменная церковь Владимирской Богоматери рядом со старой деревянной, несмотря на то, что последняя была ещё не ветха.

У входной двери в церковь сохранились две небольшие белокаменные храмозданные плиты, обработанные под листы бумаги с виньетками. Текст надписи сохранился плохо, но поддается расшифровке: «Сия церковь устроена тщанием господ сего села Акимовых. 1810 года».

Благословенная грамота была выдана на церковь 18 февраля 1810г.

Деревянная церковь Владимирской Богоматери была без приделов. Новая каменная церковь была построена с приделом Сретения Господня, в котором проводилось богослужение в холодное время года.

Последним владельцем усадьбы с конца ХIХ века и до октябрьской революции 1917 г. был состоятельный чиновник Д.Н. Зернов. При нем было выстроено земское училище, а также полным объемом отремонтирована церковь, как снаружи, так и изнутри. В эти годы население усадьбы превышало 200 человек.

После октябрьской революции усадьба была национализирована, население значительно сократилось за счет отъезда в города.

В 1936 году церковь была упразднена и стала быстро разрушаться.

В 1992 году церковь вновь передали православно-верующим людям. В 1997 году храм был освящен. В 2006 году реконструировали шпиль на колокольне и позолотили его.

 

 

Скорбященская церковь
Церковь Иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”
с. Шарапово

s1Деревянные храмы на погосте Николо-Бобровка стояли издревле. Кирпичная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя Косьмы и Дамиана и святителя Николая Чудотворца построена в 1815 г. в благодарность за избавление от наполеоновских войск. Колокольня и трапезная были построены из красного кирпича позднее, во второй половине XIX в.

В 1930-е гг. храм закрыли и разорили.

В 1995 г. он был возвращен верующим. К 2003 г. полностью отреставрированы купол храма и колокольни. Взамен старых крестов на храме установлены новые позолоченные. Восстановлены окна и проведено отопление.

 

 

 

Часовня –памятник в честь великомученика Георгия Победоносца
д. Красные Орлы

chasovnya-v-chest-velikomuchenika-georgiya-pobedonostsaПостроена в 2004 году в память воинов, погибших во время Великой Отечественной войны
на Южном рубеже обороны Москвы и похороненных в этом месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спасская церковь
Церковь Спаса Нерукотворного
с. Прохорово

Старинное село Прохорово известно с начала XVII века под названием пустошь Захарково на речке Рожае усть речки Бобровки. Современное его название существует со второй половины XVII века и происходит от имени владельца Прохора Федоровича Данилова. Внук его, стольник Сергий Иванович Милославский, является первым храмоздателем в Прохорове, построившим в 1687 году деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса.

tserkov-spasa-nerukotvornogoПо его же просьбе, в 1720 году, вместо ветхой деревянной церкви, построен новый деревянный храм. С 1752 года владелицей имения становится княжна Е. И. Трубецкая. Во второй половине XVIII века на средства князей Трубецких в Прохорове построена каменная однопрестольная церковь Спаса Нерукотворного образа.

В 1848 году по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) в селе Спасском-Прохорове начали постройку новой каменной церкви с колокольней. Главный престол оставался тот же во имя Спаса Нерукотворного образа. Новый придел устроили в нижнем (теплом) храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца в честь Ангела-хранителя владельца имения, князя Юрия (Георгия) Ивановича Трубецкого. В нем располагалась усыпальница князей Трубецких, где покоилось тело князя, скончавшегося в 1848 г.

Настоящее здание представляет собой двупрестольный храм. Центральный объем кубический, стоит на подклете, в котором располагается нижняя церковь. Храм имеет одну главу на световом барабане, колокольня шатровая, с луковичной главой, соединяется с церковью переходом.

Колокольня выстроена по типу «восьмерик на четверике». К 1895 г. относится проект каменной ограды с железной решеткой вокруг храма, разработанный известным московским архитектором П. М. Самариным, которому в соавторстве с В. М. Васнецовым принадлежит также проект Спасского храма при усадьбе Абрамцево.

После октябрьского переворота 1917 года усадьбу в Спасском-Прохорове национализировали и передали в отдел совхозов Московского губернского земельного отдела.

В 1922 году по мандату уездной комиссии по изъятию церковных ценностей из храма было вывезено более 4-х пудов серебряной утвари. Благодаря самоотверженности крестьян с. Прохорова, отдавших конфискаторам свое личное серебро, в церкви были оставлены дарохранительница, дароносица, сосуды и кадило. В 1937 году храм был закрыт, настоятель священник Евгений Михайловский арестован и расстрелян на Бутовском полигоне 10 декабря 1937г. Оставшаяся утварь разграблена. Большой 101-пудовый колокол был разбит прямо на колокольне, так как не проходил в проём. Ещё ранее были осквернены останки храмоздателей.

К лету 1988г. храм пришел в руинированное состояние: отсутствовала кровля, утрачены карнизы и штукатурка, разломаны и полностью разобраны северное крыльцо, трапезная, углы белокаменного цоколя, выбран кирпич в нижней части стен в подклете. Крест на центральной главе пытались снести с помощью троса, привязанного к бульдозеру, он был сильно погнут, но выстоял.

Богослужение возобновлено на праздник Успения Божией Матери в 1989 г.

Проведён комплекс ремонтно-восстановительных работ по верхнему и нижнему храму. Воссозданы полностью утраченные переход между колокольней и храмом и северное крыльцо. Отреставрированы завершения, фасады, белокаменный цоколь, внутренний штукатурный декор, полы, столярные заполнения окон, приобретены новые колокола, выполнена масляная роспись сводов храма, ведутся работы по восстановлению его внутреннего убранства.

Приходской совет Спасского храма является заказчиком разработки охранных зон выдающегося памятника садово-паркового искусства ХVIII — ХIХ веков — усадьбы князей Трубецких.

 

 

 

Троицкая церковь
Церковь Святой Троицы
с. Троицкое

tserkov-svyatoj-troitsyОрдынцы (Ардынцы) в XVII столетии было сельцом на речке Песочне Замыцкого стана Московского уезда. Недалеко от этого места находился древний Троицкий погост в Замытьи у Углешны с деревянным храмом во имя Святой и Животворящей Троицы. После польско-литовского разорения Троицкую церковь упразднили, а погост превратился в пустошь. Сельцо Ардынцы в 1627 -1628 годах принадлежало дворянам Шишкиным. Они же арендовали церковную землю бывшего Троицкого погоста.

Вотчинник сельца Ардынцы Захар Григорьевич Шишкин в 1630 -1640 годах построил в своем владении деревянный храм в честь Святой Троицы и, таким образом, древний церковный престол был восстановлен, а сельцо Ардынцы получило новое именование село Троицкое.

Первым настоятелем храма в Троицком — Ардынцах был священник Кирилл Семенов.

Новый каменный храм на месте старой деревянной церкви в Троицкое — Ардынцы

построен вотчинником стольником Юрием Федоровичем Шишкиным в 1712 году. Известно, что в 1713 году Синодальный Казенный Приказ разрешил освятить придельную церковь во имя святого пророка Илии в селе Троицком «подле каменные церкви Пресвятыя Троицы».

В 1867 году с правой стороны трапезной Троицкой церкви устроили новый придел во имя Печерской Божией Матери и сама трапезная была капитально переделана. Новый придел пристроен по благословению святителя Филарета Московского, на имя которого в октябре 1866 г. было подано прошение княгиней Аглаидой Петровной Оболенской.

В 1877 году был переделан старый троечастный алтарь церкви в Ардынцах, Троицком, вместо которого построен с одним полукружием. В 1878 году был отреставрирован старый иконостас главного Троицкого престола. К 1877-1878 годам относится масляная живопись, которую выполнил живописец Дмитрий Алексеевич Култыгин.

С 1906 года в Троицком исправлял должность настоятеля выпускник Московской Духовной Семинарии Александр Васильевич Ильинский, сын священника из Серпуховского уезда.

Отец Александр неоднократно награждался Епархиальным начальством за успешную преподавательскую и пастырскую деятельность, в том числе и Святейшим Патриархом Тихоном в 1920 году. В 1923 году в Троицком-Ардынцах упоминалась Троицкая церковь с приделами святого пророка Илии и Печерской иконы Божией Матери. Кроме здания церкви, при храме упоминалась деревянная сторожка. В 1920-х годах в приходе церкви села Троицкого — Ардынцы числились 189 дворов с населением более 1200 человек.

В 1930-е годы храм был закрыт. Кирпичная кладка постепенно разбиралась местными жителями для хозяйственных построек, так что к концу 80-х годов от боковых приделов оставались лишь руины, алтарь и колокольня были полностью разрушен.

В 1995 г. руины храма возвращены верующим. В 1996 г. отреставрированы своды и стены четверика и восьмерика, вновь возведены полностью утраченные стены и своды алтаря. В 1997 г. воссоздана луковица и установлен новый позолоченный крест. В 1999–2000гг. проведена укладка белокаменных полов в четверике и главном алтаре, изготовлен и установлен белокаменный Престол с мозаикой по 4-м сторонам, позолоченные резные царские врата. Построены деревянные хоры.

В 2003 — 2006 гг. полностью восстановлены стены и своды северного и южного приделов и трапезной. Воссоздан из нового материала белокаменный портал, внутристенная винтовая лестница начала XVIII века, возведена трехъярусная колокольня. 19 марта 2006 г. на звонницу поднят колокольный ряд из 4-х колоколов общим весом 770 кг.

В настоящее время ведутся реставрационные работы, в главном приделе регулярно совершаются богослужения.

 

 

 

Церковь Покрова Божией Матери
с. Мещерское

tserkov-pokrova-bozhiej-materiПокровское в начале XVII столетия называлось пустошью Макеево на Рожае в древнем Замыцком стане Московского уезда. После 1685 года Макеевым владел князь Федор Иванович Мещерский, при котором Макеево стало называться селом Покровским, Макеево тож. В 1695 году по прошению князя Ф. И. Мещерского построена деревянная церковь в его поместье — сельце Макееве.

Храм посвятили Покрову Пресвятой Богородицы и назначили первого настоятеля о. Артемия Афанасьева. Святой антиминс выдали в новопостроенный храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Макееве 21 января 1695 года.

Князья Мещерские владели селом Покровским до начала XVIII века. В дальнейшем село Покровское побывало в руках разных владельцев, пока в середине XVIII века оно не перешло дворянам Голохвастовым.

В мае 1817 года сельцо Мещерское, Покровское тож покупает отставной гвардии полковник, позже тайный советник и гофмейстер барон Лев Карлович Боде. Его супруга, баронесса Наталья Федоровна, происходившая из знаменитого дворянского рода Колычевых, потомков Митрополита Филиппа (Колычева), задумала восстановить Покровский храм. Святитель Московский митрополит Филарет (Дроздов) в апреле 1847 года ходатайствовал об этом перед Святейшим Синодом. Было получено разрешение на строительство домовой Покровской церкви при имении сельце Мещерском, в приходе Спасского в Прохорове храма. Строительство каменной церкви продолжалось несколько лет до 1853 года, когда храм был торжественно освящен при участии Митрополита Московского и Коломенского Филарета.

Богослужения в новом храме исправлял благочинный священник, настоятель Спасской в Прохорове церкви о. Иоанн. В 1869 году, уже после кончины храмоздателя, Покровский храм из домового переименовали в приписной. В 1859 году после кончины Л. К. Боде его прах был похоронен около Покровского храма на южной стороне. Здесь была построена каменная часовня с родовым склепом баронов Боде.

Дети умершего барона Л. Л. Боде продают свое имение при селе Покровском, Мещерском Московскому губернскому земству, которое устраивает здесь в 1891 году Покровскую психиатрическую земскую больницу. В 1895 Московское губернское земство ходатайствовало перед епархиальным начальством об утверждении прихода в Покровском, Мещерском самостоятельным, с назначением священника и псаломщика. Тогда же в августе 1895 года при лечебнице открылось церковное кладбище для умерших душевнобольных и служащих больницы.

С июня 1917 года настоятелем Покровского храма состоял выпускник Московской Духовной семинарии священник Николай Евгеньевич Павловский, награжденный Святейшим Патриархом Тихоном за отличную усердную пастырскую деятельность золотым наперсным крестом. В 1923 году в приходе Покровского храма состояли 35 дворов с населением 268 человек.

В советское время Покровский храм закрыт по постановлению Мособлисполкома в 1929 году, разрушено пятиглавие и шатер колокольни. Он был перестроен, разделён перекрытием на два этажа; в нём открыли кафе (1960-1970-е гг.), а затем отдали под склад домоуправления поселка Мещерское и в нем разместились ремонтные мастерские.

В настоящее время храм возвращён верующим. В соответствии с Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия № 745 от 28.07.94 он, как и в конце XIX в., является приписным к Спасскому храму с. Прохорово. Регулярные богослужения возобновлены в 1994 году. Общиной Спасского храма с. Прохорово ведутся ремонтно-реставрационные работы. Разобрано межэтажное перекрытие, проведены работы по штукатурке и побелке стен и сводов храма. За 2000-2003 гг. проведена расчистка фрагментов росписи начала XX в. на стенах и сводах храма, а также комплекс инженерных и строительных работ по возведению нового железобетонного перекрытия подвала трапезной. Произведена укладка новых белокаменных полов. Разобрана пристройка к колокольне советского периода и вновь открыт вход в храм через западный портал, начато восстановление пятиглавия, утраченного в 1920-е годы, возведены 5 постаментов. Установлен каркас иконостаса и семь икон деисусного чина.

В 2006г. по проекту архитектора В.И. Якубени воссозданы из кирпича и белого камня утраченные звон и шатер колокольни, а в 2007 – шея главы.

В храме регулярно совершаются богослужения.

Реставрационные работы продолжаются.

 

 

 

Храм Преподобного Сергия Радонежского
Церковь Покрова Божией Матери
с. Троицкое, МГПБ №5В

tserkov-pokrova-bozhiej-materi1907 г. в с. Троицком открылась окружная психиатрическая больница с домовой церковью Преподобного Сергия Радонежского, занимающей третий этаж здания. После революции 1917 г. церковь была переоборудована под клуб. За время использования помещений храма в клубных целях, внутренняя планировка храма была в значительной степени утрачена.

С 1990 г. по предложению руководства больницы в храме совершаются богослужения для пациентов – криминальных душевнобольных, находящихся на принудительном лечении в стенах ПБ-5.

В 2004 — 2006 гг. приходским советом Спасского храма с. Прохорово выполнены проектные и восстановительные работы по завершению храма. Отреставрирован в прежних формах барабан, изготовлен и установлен металлический каркас луковицы, выполнено покрытие луковицы медью. Спроектированы, изготовлены и установлены на место вызолоченный металлический крест и подкрестный шар.

В 2006 году на главном фасаде храма установлена вновь написанная икона преподобного Сергия Радонежского высотой 2,5 м.

Весной 2007 года приходской совет Спасского храма с. Прохорово совместно с администрацией ПБ-5 начал работы по восстановлению утраченного в советские годы внутреннего пространства больничной церкви. Разобрана перегородка, отделяющая алтарную часть от трапезной, разобраны заложенные арки, соединявшие церковный неф с папертью. По хранящимся в больничном музее архивным фотографиям начато воссоздание иконостаса.

 

 

 

Церковь Рождества Христова
п. Любучаны

История прихода церкви Рождества Христова в поселке Любучаны Чеховского района берет свое начало в XVI столетии. В начале XVII века упоминался деревянный храм с колокольней, посвященный святителю Николаю Чудотворцу. В начале XIX столетия в Любучанах, вместо обветшавшего деревянного, возвели каменный храм с престолом во имя Рождества Христова и приделами в честь святителя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери Боголюбской.

К сожалению, в 1960-х годах храм, являвший собой целую эпоху, был окончательно разрушен, на его месте построены жилые дома.

4 июля 2005 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Управляющего Московской Епархии, состоялось первое учредительное собрание прихода церкви Рождества Христова поселка Любучаны. На собрании было принято решение о возобновлении приходской богослужебной жизни и строительстве храма.

Администрацией Чеховского муниципального района, по просьбе прихода, для временного совершения богослужений было предоставлено здание поселкового клуба, находившееся многие годы в заброшенном состоянии. На скромные пожертвования жителей произведен ремонт, подведены электричество и отопление, обустроен алтарь, приобретены иконы, необходимая церковная утварь. 4 декабря 2005 года на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы состоялось первое богослужение, на котором присутствовало множество сельчан.

В настоящее время община имеет юридическую регистрацию, для строительства храма выделена земля, ведутся работы по созданию проекта, регулярно совершаются богослужения.

 

 

Тихвинская церковь
Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери

hram-v-chest-tihvinskoj-ikony-bozhiej-materiНа реке Лопасне, недалеко от села Талеж, находится усадьба Нерастанное (в наше время — на территории военного городка), где сохранилась церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построенная стараниями Орловых.

Церковь была закрыта и разорена в советское время.

пос. Нерастанное

 

 

 

 

Во имя святителя Николая Чудотворца церковь
с. Кулаково.

Разрушена после революции. На месте церкви расположился сельский клуб, который в 1990-х годах снесли за ветхостью. Сейчас на этом месте — частные строения.

 

 

Спаса Нерукотворного церковь
с. Чудиново.

Построена в XVII в. Разрушена в советское время.

 

 

Святой Троицы храм
с. Березки.

Закрыта и разрушена в советское время.

 

 

Церковь Споручницы
с. Скурыгино

В селе Скурыгино ранее была церковь Фёдоровской иконы Божией Матери с приделом пророка Илии (дата постройки: 1800 год), уничтоженная в советское время. В селе сохранились очень красивый пруд и парк – остатки владений князей Васильчиковых. Усадьбой Васильевское-Скурыгино в 1850-х гг. владел действительный статский советник, камергер, атташе русского посольства в Вене, сенатор Алексей Васильевич Васильчиков (1776-1854). Сейчас в этой усадьбе располагается областная спецшкола для девочек с девиантным поведением.

На территории спецшколы с 2003 года во временном помещении расположилась церковь в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Престольный праздник иконы Божией Матери «Споручница грешных» — 11 июня. Разработан проект и идет строительство церковного здания.